Интеллектуальные нарушения у детей: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Патологические состояния, обусловленные отклонением умственного развития, различные по происхождению, направленности и проявлениям.
Причины
Интеллектуальные нарушения возникают в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более выраженным и ранним было воздействие, тем более тяжелые нарушения определяются у ребенка.
Генетические изменения довольно часто становится причиной данной аномалии. Отклонения в интеллектуальном развитии у ребенка определяются при различных хромосомных аберрациях, например, трисомиях, однородительских дисомиях, при дисфункции отдельных генов (аутизм или синдром Ретта).
Перинатальное поражение центральной нервной системы могут вызывать гипоксия плода, вызванная заболеваниями матери, такими как сердечнососудистые, эндокринные нарушения, а также болезни почек и печени, несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробное инфецирование, интоксикации, облучение гамма-излучением, тяжелые стрессы при беременности, недоношенность.
Натальное повреждение центральное нервной системы, возникающее во время родов в результате асфиксии, массивной кровопотери, травм плода, способных вызвать органические и функциональные нарушения мозга.
Постнатальное поражение нервной системы, возникающее на фоне нейроинфекций, эпилепсии, тяжелых эндокринных и аутоиммунных заболеваний, а также интоксикаций, черепно-мозговых травм, дистрофии, после клинической смерти.
Психические, неврологические расстройства могут возникать на фоне поведенческих, эмоциональных и патологий анализаторных систем.
Социальные факторы обусловлены дисгармонией в семейных отношениях, асоциальным образом жизни родителей, педагогической запущенностью детей, продолжительным пребыванием в стационарах.
Симптомы
Симптомы нарушения интеллекта могут быть достаточно разнообразны: у одних малышей может возникать ухудшение обучаемости, трудности или невозможность самообслуживания, иногда снижение интеллекта может сочетаться с мозаичностью, парциальностью и развитием отдельных функций.
Задержка психического развития проявляется снижением интеллекта ниже среднего, до уровня пограничного состояния с умственной отсталостью. Выделяют два варианта клинической картины. В первом случае познавательная деятельность нарушена в результате недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности. Такие малыши подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры, творческими и познавательными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант проявляется недостаточным формированием памяти, работоспособности, внимания. Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, работают в медленном темпе и очень быстро утомляются.
Дебильность обусловлена примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Пациенты позже осваивают навыки самообслуживания, они могут самостоятельно одеться, выполнять гигиенические процедуры. По специальной учебной программе они могут овладеть письмом, чтением, счетом. Подростки могут овладеть простыми рабочими профессиями.
Имбецильность - патологическое состояние, обусловленное замедленным мышлением, тугоподвижностью, опыт перенимают с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, при этом овладение учебными навыками невозможно.
Идиотия проявляется отсутствием речи, неспособностью устанавливать продуктивный контакт с окружающими. Часто имеются сопутствующие неврологические патологии либо заболевания внутренних органов. У таких детей отмечается ограничение подвижности, самообслуживание недоступно.
Диагностика
Интеллектуальные нарушения у детей определяются в ходе беседы, таким малышам назначаются тесты на интеллект, магниторезонансная и компьютерная томография головного мозга.
Лечение
Терапия нарушений интеллекта направлена на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Из медикаментозных средств при органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы, при нарушении работы эндокринной системы – гормональные средства, при психотических расстройствах – нейролептики, при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты или транквилизаторы.
Профилактика
Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, снижение вероятности перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.