Органическая деменция у детей: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Представляет собой приобретенную форму слабоумия, характеризующуюся снижением познавательной деятельности, потерей приобретенных практических навыков и усвоенных знаний.
Причины
Специалисты связывают развитие детского слабоумия с воздействием на организм ребенка факторов, которые нарушают функционирование мозговых структур. Причинами развития патологии могут являться нейроинфекции. Органическая деменция может являться осложнением таких заболеваний, как менингит, энцефалит, церебральный арахноидит. Иногда снижение интеллектуальных способностей ребенка может возникать на фоне черепно-мозговых травм. Заболевание может являться следствием ушиба или открытых повреждений головного мозга.
ВИЧ-инфекция, характеризующаяся развитием клинических проявлений, способна поражать центральную нервную систему ребенка. Поражение головного мозга сопровождается развитием энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
Токсическое поражение центральной нервной системы лекарственными средствами, тяжелыми металлами, писихоактивными веществами или алкоголем довольно часто является основной причиной развития у ребенка деменции.
Симптомы
Клинические проявления органического слабоумия у детей зависят от возраста ребенка. Церебральные поражения, которые перенесены в школьном возрасте, обусловлены развитием контраста между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальных познавательных возможностей. У таких детей отмечается фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь, достаточный словарный запас, а бытовые и школьные навыки нормально развиты. Во время общения с ребенком обращает внимание на себя доминирование конкретно-ситуационного мышления: такие дети детализировано описываю пережитые события, а их рассуждения ориентированы на практические действия и результаты.
Абстрактное мышление при такой патологии обнаруживается только в единичных случаях либо полностью отсутствует, такие дети не понимают переносное значение пословиц, поговорок, юмор, также у них затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но при этом их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления значительно снижена. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро истощаемы, запоминание им дается с большим трудом. Выявляются аффективные и личностные нарушения. Такие дети эмоционально неустойчивы, у них отмечаются высокая эмоциональная лабильность. Исчезают нюансы эмоций, нарастает их обеднение и уплощение. Для тяжелой формы патологии характерно преобладание полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов и выраженным стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.
У детей дошкольного и раннего возраста клиническая картина органической деменции является более выраженной. Такие малыши эмоционально неустойчивый, у них реакции радости быстро сменяются гневом и плачем, практически у всех детей отмечается выраженное психомоторное возбуждение. Эмоциональная сфера крайне обеднена: у них не развивается чувства привязанности, не возникает тоски по матери, отсутствует реакция на похвалу или порицание. Отмечается усиление элементарного влечения, возникает прожорливость и сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен, внешне они выглядят неопрятными и неряшлевыми.
Отмечается тотальное нарушение познавательных функций. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образованных ассоциаций и повторения без осмысления. Усвоение правил и игровых ролей недоступно.
Диагностика
Для постановки диагноза органическая деменция у детей ребенку назначается комплексное обследование, основанное на использовании клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Диагностический алгоритм включает консультацию невролога, психиатра и психолога, проведении магниторезонансной и компьютерной томографии.
Лечение
Терапия детского органического слабоумия представляет собой длительный процесс, требующий системности и организованности не только от детей или родителей, но и врачей. Основное лечение направлено на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется средством применения фармакотерапии, основанной на назначении средств, улучшающих обмен веществ в мозговых нервных клетках и усиливающих мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов. Помимо медикаментозного лечения такие дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи.
Профилактика
В связи с тем, что нарушения являются следствием другого заболевания профилактика органической деменции у детей,является достаточно сложной задачей и заключается в предупреждении развития травм и своевременном лечении заболеваний способных вызвать у ребенка развитие слабоумия.
Протокол лечения
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.