Отказ от школы: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Патологическое состояние, которое представляет собой форму тревожного поведения, проявляющуюся стойким уклонением от посещения учебного заведения.
Причины
В действительности ни пол ребенка, ни уровень его интеллектуального развития, а также социально-экономическое положение семьи не влияют на возникновение данного поведенческого расстройства. Триггерами возникновения отказа являются микросоциальные факторы, такие как трудности межличностных взаимоотношений, конфликты, тревожные характерологические черты, которые сформировались в результате общения.
Специалисты выделяют целый ряд причин, которые могут вызвать развитие данной патологии.
Слабые дисциплинарные требования, обусловленные отсутствием четкой системы правил поведения, обязанностей ребенка могут становится причиной отказа выполнять ежедневные рутинные действия.
Эмоциональная зависимость родителя. В этом случае развитию нарушения способствует стремление матери угодить ребенку, а также предупредить плач, неодобрение, злость. Такое поведение создает основу слабого требования посещать школьные уроки.
Трудности социального взаимодействия, характеризующиеся недостаточной коммуникативностью ребенка и родителей, проявляются неспособностью решать конфликтные ситуации, договариваться и сотрудничать. Ссоры с одноклассниками, учебный стресс, недопонимание со стороны учителей провоцируют у ребенка реакцию отказа.
Личностные особенности, такие как интровертированность, стремление избегать трудностей, отсутствие уверенности и повышенная тревожность могут становится причиной того, что ребенок отказывается ходить в школу.
Негативный опыт, основанный на предшествующих трудностях адаптации к учебному заведению, способствует развитию школьного отказа. Расстройство может возникать у детей, тяжело переживавших разлуку начального этапа посещения яслей, детского сада, начальной школы.
Симптомы
Главный симптом – стойкий ежедневный отказ посещать школу. Ребенок открыто отказывается посещать учебное заведение, остается дома либо возвращается из школы до начала уроков. Он может объяснять свое нежелание посещать школу боязнью разлучиться с мамой, выйти из квартиры, оказаться на улице, встретить обидчиков, получить плохую отметку. Маскированный отказ обусловлен психосоматическим ухудшением самочувствия, например, головной болью, болями в животе, общим недомоганием, тошнотой, рвотой, гипертермией. В большинстве случаев такие симптомы возникают в будние дни, непосредственно перед посещением школы. В выходные дни и во время каникул ребенок чувствует себя нормально. Попытки родителей заставить ребенка посещать занятия провоцируют слезы, гнев и агрессию.
Отказ от школы может возникать внезапно или постепенно, в этом случае количество пропусков учащаются от одного до пяти-шести дней за неделю. Факторами, усиливающими нежелание посещать учебное заведение, может стать смена учителя, школы, потеря друга, длительная болезнь.
Диагностика
При обращении родителей с жалобой на отказ от школы проводится диагностика эмоционального расстройства, которое стало основой данного симптома. При обследовании ребенка может использоваться опрос родителей и ребенка, а также наблюдение за поведением малыша. Дополнительно может потребоваться проведение психодиагностики, основанной на исследовании эмоциональной и личностной сфер, проведении проективных тестов и опросников.
Лечение
При первых пропусках школьных занятий скорректировать поведение ребенка удается только общими усилиями учителей и родителей. Важна последовательность, твердость намерения старших вернуть привычный график ученика. Повышенная тревожность ребенка, продолжительное отсутствие на уроках требуют помощи психологов, психиатра. Коррекция поведения выполняется с использованием когнитивно-поведенческой терапии и применения техники изменения эмоционального состояния и деструктивных убеждений.
При выраженном эмоциональном расстройстве, снижающем эффективность психотерапии, требуется применения лекарственных средств. Панические атаки, стойкая тревожность, депрессия являются показаниями для назначения транквилизаторов, антидепрессантов.
Профилактика
Профилактика данной патологии базируется на формировании положительного отношения к школе и наличии дисциплинированности.
Протокол лечения
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.