Парааутизм: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Представляется собой психогенную форму аутизма, которая развивается у детей на фоне психической депривации и раннего периода онтогенеза.
Причины
Развитие парааутических расстройств связывают с воздействием факторов ближайшей микросоциальной среды, основным и наиболее исследованным из которых является психическая депривация, представляющая собой лишение ребенка стимуляции, необходимой для социального развития. В сего специалисты выделили пять основных причин развития парааутизма.
Нарушение взаимоотношений «мать-дитя». Развитие расстройства в этом случае связывают с дефицитом эмоциональной близости между ребенком и мамой. Данная причина чаще всего прослеживается в неблагополучных семьях, в которых матери страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами.
Истинное сиротство. В ситуацию выраженной социальной депривации попадают сироты, брошенные дети и беспризорники. Даже в госпиталях, домах малютки и приютах их воспитанники очень часто не получают необходимого общения.
Сенсорная депривация. Нехватка общения иногда базируется на органических патологиях с нарушениями работы анализаторных систем. В эту группу входят дети, страдающие слепотой, глухотой или гипокинезия при ДЦП.
Когнитивная депривация. Иногда парааутизм развивается на основе длительного «информационного голода». Расстройство развивается у малышей и детей постарше, которые находятся в насильственной изоляции, а также у тех детей, которые били воспитаны животными в условиях дикой природы.
Продолжительная угроза. Замкнутость ребенка может возникать как реакция психологической защиты при перманентном воздействии опасных для жизни факторов. Примеры таких ситуаций: регулярное физическое насилие в семье или проживание в зоне военных действий.
Симптомы
Проявлениями дизонтогенеза при парааутическом расстройстве у младенцев являются обеднение эмоциональных ответов на речь взрослого, отсутствие реакции на вид незнакомых людей, новую обстановку, яркие игрушки. Годовалые малыши с данным заболевание неактивны и безучастны к попыткам общения. У них не отмечается не развития ориентировочного рефлекса при оклике, назывании имени. Они не проявляют интерес к играм, слушанию песен, сказок, колыбельных, также они безучастны к рассматриванию сюжетных картинок. У них полностью отсутствует любопытство и страх при смене окружающих людей, нахождении в шумном помещении. Дети одинаково равнодушно относятся к живым и неживым объектам, их не радуют игра с домашними питомцами, они не улыбаются при виде вкусной еды. Повторная чувственная стимуляция провоцирует бедный ориентировочный ответ – глазное слежение, реже возникают речевые или двигательные реакции.
Диагностика
Основными диагностическим методом обследования детей с подозрением на парааутизм являются наблюдение и беседа. Постановка диагноза проводится врачом-психиатром, который оценивает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, выявляет наличие стереотипий, аффективной отстраненности, отсутствие или слабость ориентировочной деятельности. Дополнительные данные о симптомах расстройства специалист может получить в ходе опроса родителей либо медицинских и социальных работников, воспитывающих малыша. Дифференцировка патологии необходима от аутизма и других психических нарушений.
Лечение
Основное направление помощи больным детям, заключаются в организации правильной психокоррекционной работы и медикаментозного лечения. Развивающие занятия проводят клинические психологи и дефектологи. Ключевой принцип организации коррекционного воздействия заключается в максимальном насыщении среды активизирующими факторами, воздействующими на сенсорный, когнитивный и эмоциональный компонент психики ребенка.
Специалисты работают через тактильный канал коммуникации, для усиления познавательной активности применяется массаж и различный по текстуре стимуляционный материал. При тяжелых эмоциональных нарушениях может потребоваться применение седативных средств, транквилизаторов, антидепрессантов, а при выпаженной неустойчивости поведения – небольшие дозы нейролептиков.
Профилактика
Профилактика парааутизма основана на создании активной развивающей среды и обеспечении полноценного эмоционального общения с малышом.
Протокол лечения
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.