Расстройство аутистического спектра: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Детские психические нарушения, при которых наблюдаются: расстройства взаимодействия в социуме, повторяющиеся стереотипные модели поведения, неравномерное интеллектуальное развитие. Первые признаки заболевания проявляются в раннем детском возрасте. В рамках диагностики врач оценивает способность ребенка поддерживать контакт, опрашивает родителей, собирает жалобы и изучает семейную историю болезни. Диагноз устанавливают на основании данных вопросника социальной коммуникации, скринингового теста на аутизм, неврологического обследования и психологического тестирования. Выраженные поведенческие симптомы купируют антидепрессантами, стабилизаторами настроения и легкими седативными препаратами. Дополнительно назначат поведенческую терапию, массаж, лечебную физкультуру и логопедические занятия. Если пациент страдает легкими формами расстройства, прогноз относительно социальной адаптации благоприятный. Группа патологий включает детский аутизм, атипичную форму аутизма, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, гиперкинетическое расстройство, болезнь Аспергера, неуточненное расстройство онтогенеза и другие общие онтогенетические расстройства. Заболевание чаще диагностируется у мальчиков.
Причины расстройства аутистического спектра
В большинстве случаев патология возникает на фоне генетической предрасположенности. Наиболее подвержены недугу однояйцевые близнецы. Также вероятность расстройства повышается при синдроме Ретта, трисомии по хромосоме 21, туберозном склерозе, фенилкетонурии и недоношенности. Кроме того, в группу риска входят дети, рожденные матерью старше 35 лет.
Симптомы расстройства аутистического спектра
Недуг проявляется коммуникационными трудностями. Такие дети испытывают сложности с сочувствием, сопереживанием, ведением диалога, сближением с людьми, а также выражением эмоций. Мыслительные нарушения приводят к проблемам с пониманием ролевых и чувственных взаимоотношений. Общение часто сохранено у пациентов с синдромом Аспергера, однако они не понимают интонаций и мимику, что мешает им заводить дружеские и любовно-романтические отношения.
В большинстве случаев наблюдаются нарушения невербальной коммуникации. Дети не поддерживают визуальный контакт, не умеют использовать язык тела, а в их речи часто отсутствует интонация. Обычно, пациентов учат использовать некоторые функциональные жесты. При тяжелом течении недуга у больного полностью отсутствуют жесты, мимические выражения и зрительный контакт. Часто ребенок привязывается к личным предметам (игрушка, посуда, мебель, одежда). У пациентов могут возникать неприятные ощущения при нейтральных раздражителях (шепоте, шуме, сумеречном освещении). Отмечаются стереотипии: ребенок бегает по кругу, выстраивает игрушки в определенном порядке, строго соблюдает режим дня, гуляет по определенному маршруту и т.д. Речевая стереотипия может проявляется в виде многократного повторения слогов, слов, окончания фразы. Кроме того, заболевание может выражаться шаткой или угловатой походкой, дискоординацией, интеллектуальными расстройствами, а во взрослом возрасте – депрессией и тревогой. Без специальных развивающих мероприятий и реабилитации, ребенку сложно успевать за школьной программой, использовать жесты и взаимодействовать с людьми.
Диагностика расстройства аутистического спектра
Чтобы установить и подтвердить диагноз врач оценивает способность ребенка поддерживать контакт, опрашивает родителей, собирает жалобы, изучает семейную историю болезни и направляет пациента на дополнительные обследования. Как правило, в рамках диагностики используются: вопросник социальной коммуникации, скрининговый тест на аутизм, неврологическое обследование и психологическое тестирование. Расстройство отличают от селективного мутизма, олигофрении, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, шизофрении, речевых и коммуникативных нарушений.
Лечение расстройства аутистического спектра
Выраженные поведенческие симптомы купируют антидепрессантами, стабилизаторами настроения и легкими седативными препаратами. Дополнительно назначают поведенческую терапию, массаж, лечебную физкультуру и логопедические занятия. Специалисты помогают ребенку сформировать коммуникативные и функциональные навыки, которые в будущем помогут ему общаться с людьми и самостоятельно вести быт.
Профилактика расстройства аутистического спектра
Специфические методы профилактики не разработаны. Парам, планирующим беременность, рекомендована консультация врача-генетика.
Протокол лечения
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.