Суицидальное поведение у детей: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Психическое состояние, при котором пациент фантазирует или продумывает способы самоубийства, перетекающее в суицидальную активность. Классифицируют истинное, демонстративное и маскированное суицидальное поведение. Патология проявляется депрессией, апатичностью, замкнутостью, слезливостью, подавленностью, восприятием смерти в качестве временного явления – сна. Диагноз устанавливают на основании анамнестических данных, клинических признаков и психиатрической беседы. Больному назначают психотерапию и медикаментозную коррекцию. Комплексная медико-психологическая помощь, а также активное участие родителей улучшают прогноз. У детей и подростков, страдающих психическими заболеваниями и воспитывающимися в неблагополучных семьях вероятность рецидива составляет 50%.
Причины суицидального поведения
Риск суицида повышается на фоне генетической предрасположенности, сниженной активности серотонина, низкой стрессоустойчивости, эмоциональной лабильности, максимализма, эгоцентризма, зависимости от мнения других людей, фрустрации базовых потребностей, наркомании, алкоголизма, шизофрении, психопатии, депрессии, онкологических заболеваний, синдрома приобретенного иммунного дефицита. К потенцирующим факторам относят: исповедование некоторых языческих религий, принадлежность к некоторым субкультурам, проживание в асоциальной или неполной семье, насилие, унижение, тотальный контроль, отчуждение, конфликты с одноклассниками, любовные переживания. Суицид может быть спровоцирован сильным стрессом (смертью близкого, сообщением о неизлечимом заболевании, изнасилованием, невольным наблюдением за убийством) и доступностью орудий самоубийства (домашнее оружие, таблетки).
Симптомы суицидального поведения
На начальных этапах патологическое состояние проявляется депрессией и отстраненностью. В дошкольном возрасте ребенок теряет интерес к играм, мультфильмам и вкусной еде. Наблюдается вялость, апатия, замкнутость, отстраненность. При депрессии отмечаются вегетативные и двигательные расстройства, выражающиеся нарушениями сна, снижением аппетита, нарушением пищеварения, болевыми ощущениями различной локализации. Как правило, ребенок начинает воспринимать смерть, как временное явление – сон. В школьном возрасте дети изображают самоубийство в рисунках или рассказывают придуманные истории. Пациенты не заинтересованы в настоящем и будущем, они не планируют летний отдых, празднование дня рождения и других праздников. Характерны вялость, усталость, замедленная речь, снижение школьной успеваемости, сонливость, слабость, ухудшение внимания, похудение. Попытки суицида могут осложняться тяжелыми травмами, увечьями, порезами, переломами шейных позвонков и других костей.
Диагностика суицидального поведения
Пациента консультирует психиатр и клинический психолог. Чтобы установить и подтвердить диагноз, доктор собирает анамнестическую информацию, анализирует клинические проявления и проводит психологическую беседу. В качестве дополнительных методов применяют опросники суицидального риска и Г. Айзенка, рисуночные тесты, метод незаконченных предложений и тест Люшера. При комплексном исследовании определяется наличие истероидных, сензитивных, эмоционально-лабильных и возбудимых акцентуированных черт, которые могут сочетаться с депрессией, эмоциональной неуравновешенностью и импульсивностью.
Лечение суицидального поведения
В предсуицидальной фазе больного направляют на психотерапию и назначают антидепрессанты. Родителям необходима психологическая консультация, во время которой их учат взаимодействовать с ребенком и правильно реагировать на его замкнутое эмоциональное состояние. Если пациент попытался покончить жизнь самоубийством, его госпитализируют. Ребенку или подростку необходимо постоянное наблюдение, для предотвращения повторной попытки суицида. При выявлении депрессии или биполярного расстройства подбирают специальные препараты. В постсуицидальной фазе проводится индивидуальная и групповая психотерапия.
Профилактика суицидального поведения
Специфические методы профилактики не разработаны. Необходимо, чтобы в семье была благоприятная атмосфера и ребенок имел доверительные отношения с родителями. Важно учить подростка противостоять стрессу и разрешать конфликты. Если у ребенка меняются эмоциональные реакции, рекомендована консультация психолога.
Протокол лечения
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.