Расстройство привязанности у детей: причини виникнення та основні симптоми, способи лікування захворювання

Расстройство привязанности у детей: причини виникнення та основні симптоми, способи лікування захворювання

Психические отклонения, при которых у ребенка отсутствует эмоциональный контакт с родителями или опекуном. Наблюдается боязливость, настороженность, трудности адаптации, агрессия, аутоагрессия, задержка интеллектуального развития. Чтобы установить и подтвердить диагноз, врач собирает анамнестические данные, проводит клиническую беседу, наблюдает за поведением пациента и его отношениями с родителями. Также выполняется психодиагностика методами личностных опросников и проективных методик. Для лечения назначают детскую психотерапию и семейную психотерапию. Дополнительно специалисты консультируют родителей, чтобы помочь им выстроить внутрисемейные отношения. При раннем начале терапии прогноз благоприятный.

Причины

Вероятность развития патологии повышается при неустойчивой вегетативной нервной системе и несбалансированности оси гипоталамуса, гипофиза и надпочечников. Одной из причин расстройства является неполноценный контакт ребенка с матерью, который чаще всего встречается на фоне наркозависимости или алкогольной зависимости, послеродовой депрессии, психического расстройства, нежелательной беременности. Также патология может образоваться, если родители унижают ребенка или применяют физическую силу для наказания. Нередко нарушение возникает у детей, которых рано разлучили с мамой. Если ребенок меняет место проживания, наблюдается текучка кадров или приемные родители отказываются от опекунства, эмоциональная связь с воспитателями быстро разрушается. Классифицируют негативную, амбивалентную, избегающую и дезорганизованную формы недуга. Негативная форма провоцируется гиперопекой или пренебрежением, амбивалентная – истерическими реакциями и непоследовательностью взрослых, избегающая – разрывом отношений с родителями или опекунами, а дезорганизованная – жестоким отношением и насилием.

Симптомы

Клиническая картина разнообразна и зависит от типа расстройства. Дети дошкольного возраста стараются избегать зрительных контактов, почти не улыбаются и негативно реагируют на приближение взрослого. Ингибированная форма проявляется отвержением попыток построить взаимоотношения, спокойным отношением к одиночеству, радушным отношением к уходу окружающих, безутешным тихим плачем без причины. Дезингибированная форма характеризуется зависимостью, поиском комфорта и безопасности у незнакомцев, стремлением построить взаимоотношения с чужими людьми и отвержением опекунов.

Поскольку доверительные эмоциональные взаимодействия с родителями отсутствуют, ребенок начинает отставать в психическом и интеллектуальном развитии. В школе пациент не успевает осваивать учебную программу. Дети негативно реагируют на прикосновения и объятия. На попытки установления физического контакта, они отвечают плачем, гневом, смехом или испугом. Чтобы обезопасить себя, малыш сохраняет дистанцию. Психологическое сближение приводит к непослушанию и дерзости со стороны ребенка. Патология может выражаться истериками, манипуляциями и агрессивным поведением. Неприемлемое поведение не вызывает чувство вины. Расстройство осложняется задержкой психического развития, социальной дезадаптацией, волевыми эмоциональными нарушениями, психопатией, неврозами и девиантными формами поведения.

Диагностика

Для установления и подтверждения диагноза, врач собирает анамнестические данные, проводит клиническую беседу, наблюдает за поведением пациента и его отношениями с родителями. Также выполняется психодиагностика методами личностных опросников и проективных методик. Пациенту необходимы консультации специалистов неврологического, эндокринологического, оториноларингического и офтальмологического профилей. Расстройство дифференцируют с детским аутизмом, острой стрессовой реакцией, а также СДВГ.

Лечение

Ребенку назначают детскую психотерапию и семейную психотерапию. Дополнительно специалисты консультируют родителей, чтобы помочь им выстроить внутрисемейные отношения. Для улучшения эмоционального фона, обеспечения более высокой эффективности психотерапии, а также, чтобы купировать острые реакции, применяют фармацевтические препараты.

Профилактика

Специфические методы профилактики не разработаны. Ребенку нужно обеспечить психологический комфорт и чувство безопасности. Наиболее важными являются отношения матери к ребенку. Потому, близким нужно обращать внимание на состояние психологического здоровья матери, чтобы выявлять признаки послеродовой депрессии.

Протокол лікування

Інформація є узагальнюючою і не може бути використана для лікування, без рекомендації лікаря.

Поділитись:

Ліки

Популярні лікарі