Синдром патологического фантазирования у детей: причини виникнення та основні симптоми, способи лікування захворювання

Синдром патологического фантазирования у детей: причини виникнення та основні симптоми, способи лікування захворювання

Поведенческое и эмоциональное состояние, обусловленное болезненно измененным творческим воображением пациента. Патологическим считают фантазирование, при котором наблюдается доминирование фантазий в сознании, возникают нарушения поведения и критики. Классифицируют фантазии спровоцированные шизофренией, расстройствами личности и поражениями центральной нервной системы. В дошкольном возрасте наблюдаются необычные игры с бытовыми и рабочими предметами, а также неспособность вернутся в реальность после игры-перевоплощения. У школьников синдром проявляется отключением от происходящего, визуализациями вымышленных ситуаций и бредоподобными вымыслами. В пубертатном периоде синдром характеризуется оговорами, самооговорами, бредоподобными вымыслами. Диагноз устанавливают на основании клинической беседы, проективных и психометрических тестов, а также дополнительный инструментальных обследований. В рамках диагностики могут выполнять магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, электроэнцефалографию. При невротической форме синдрома прогноз благоприятный. Психотические расстройства требуют более продолжительной терапии.

Причины

Этиология развития расстройства до конца не изучена. Считается, что синдром может образоваться на фоне аффективных нарушений: непродолжительных депрессивных реакций, кратковременных дистрофических состояний, сопровождающихся бурным аффективным всплеском. Недуг может возникнуть, если ребенок охвачен и чрезмерно увлечен определенной идеей. В таком случае наблюдается параноидная и паранойяльная симптоматика. Чаще всего пациенты стремятся отомстить либо самоутвердиться. Также болезнь может быть обусловлена агрессивно-садистическими, сексуальными, аутоагрессивными расстройствами влечения. В подростком возрасте патология может сформироваться при психофизическом инфантилизме или дисгармоничном ускоренном психическом и половом развитии.

Симптомы

Выраженность симптоматики зависит от возраста пациента. У дошкольников патология проявляется увлеченностью необычными играми, уединением, использованием в играх предметов бытового назначения вместо игрушек. Как правило, детям неинтересно воссоздавать существующие отношения людей и предметов. Может наблюдаться агрессия. Обычно малыш привязывается к одной из игрушек, а при ее утрате начинает плакать и тревожиться. Сторонним наблюдателями сложно разобраться в содержании игр. В школьном возрасте синдром характеризуется оторванными от настоящего визуализированными фантазиями. Пациент может представлять как сражается с вымышленными персонажами, путешествует в сказочные миры, борется с нашествием насекомых и т.д. Отмечается отключение ребенка от действительности и утрата идентичности, обусловленная придуманной ролью. Возможны агрессивные и садистические фантазии. Клиническая картина может дополняться подавленностью, страхами, тревогой. Симптомами недуга у подростков являются вербальные и графические фантазии. Пациент может оговаривать себя и окружающих, преувеличивать собственные возможности и способности. Обычно, ребенок переносит свои фантазии в письменную или графическую форму. Осложнениями синдрома могут быть депрессии, тревожно-мнительные состояния, суицид.

Диагностика

В установлении диагноза могут принимать участие детский психиатр и невролог. Чтобы выявить и подтвердить патологию, доктор проводит клиническую беседу, проективные и психометрические тесты. Для диагностики нарушений работы центральной нервной системы, врач проводит неврологический осмотр и направляет больного на дополнительные инструментальные обследования. В рамках диагностики могут выполнять магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, электроэнцефалографию.

Лечение

Терапевтическую тактику определяют в зависимости от причины патологии. При психических и неврологических расстройствах могут назначать психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и ноотропы. Основным этапом лечения является психотерапия, методами гештальт-терапии. Дополнительно рекомендуют мероприятия по социальной реабилитации.

Профилактика

Специфические методы профилактики не разработаны. Рекомендовано вовлекать ребенка в групповые игры и занятия спортом. Важно своевременно общаться за медицинской помощью, чтобы на ранних этапах выявлять и лечить заболевания, которые могут сопровождаться синдромом патологического фантазирования.

Протокол лікування

Інформація є узагальнюючою і не може бути використана для лікування, без рекомендації лікаря.

Поділитись:

Ліки

Популярні лікарі