Кризис первого года жизни: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Это состояние, представляющее собой переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами таких процессов является возникновение новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, осознание существования границ.
Причины
Годовалый малыш осуществляет первые попытки ходьбы. У него происходит расширение окружающего пространства, что приводит к его отделению от родителей. На этом этапе ребенок начинает осознавать, что он способен перемещаться самостоятельно, без помощи родителей. У него появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями.
С одной стороны, у малыша отмечается появление внешних изменений, он начинает ходить, разговаривать и совершать манипулятивные действия, сопровождающиеся возникновением новых качеств психики. У ребенка формируется потребность проявлять самостоятельность, исследовать окружающее пространство и предметы. С другой стороны, взрослые не изменяют своего отношения к ребенку, вследствие чего отсутствуют условия для проявления самостоятельности, а активность малыша подавляется запретами, предостережениями, привычными способами воздействия родителя.
В основе возрастного кризиса лежит противоречие между устоявшимися отношениями с окружающими, формами деятельности и изменившимися потребностями, а также возможностями малыша.
Симптомы
Первые симптомы кризиса возникают у ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев. Негативные реакции возникают в результате отношения предыдущей стадии развития: мама направляет ребенка, старается накормить, уложить спать, одеть по погоде для прогулки, а также использовать коляску. В этом случае запреты и отказы взрослых ограничивают самостоятельность ребенка. Резко нарастает аффект, в результате чего поведение регрессирует и начинает соответствовать более раннему периоду развития. Малыш громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками и топает ногами. Частые эмоциональные приступы могут нарушить аппетит, вызвать расстройства сна, у малыша появляется чрезмерное беспокойство и ухудшается самочувствие.
Потребности, действия и мотивы у малыша определяются непосредственными ситуациями, образами, воспоминаниями. В большинстве случаев капризы и истерики появляются абсолютно неожиданно, например, увидел сапоги – захотел гулять, увидел кроватку – расплакался. На этом этапе малыш начинает себя ощущать источником собственных желаний. В таком возрасте дети обладают повышенным любопытством, проявляют чрезмерную активность, подвижность, даже несмотря на то, что у них недостаточно развита координация и точность движений. Ребенок пытается самостоятельно использовать электроприборы, розетки, посуду, книги и прочие неисследованные объекты. Любые препятствия, такие как ограничения и запреты взрослых, являются триггерами эмоционального всплеска. Негативизм проявляется реакциями протеста, нежеланием совершать привычные ритуалы, отказом от приема пищи, нежеланием укладываться в постель, умываться или одеваться. Чем больше существует правил, которые препятствуют проявлению самостоятельности, тем более выраженными могут быть симптомы кризисного периода.
Диагностика
Кризис первого года жизни первыми замечают родители или близкие родственники ребенка. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, однако в тяжелых случаях и при затянувшемся течении может потребоваться помощь специалиста. Диагностика проводится во время беседы и наблюдения.
Рекомендации
Кризисные периоды – это естественные этапы взросления ребенка. В норме малыш не нуждается в назначении специального лечения, во время беседы с родителями специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня и досуга малыша, который переживает кризис. Взрослые должны признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, а также научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. В тяжелых случаях ребенку могут быть назначены седативные средства растительного происхождения.
Профилактика
Снизить выраженность симптомов кризиса первого года жизни поможет правильная организация режима дня и досуга малыша, а также признание его новых потребностей и нарастающей самостоятельности.
Протокол лечения
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.