Общее недоразвитие речи (ОНР) 2 уровня: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Общее недоразвитие речи (ОНР) 2 уровня: причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания

Патологическое состояние, обусловленное развитием грубой формы нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции.

Причины

Грубые дефекты речи характеризуются полиэтиологической природой. Основная роль в их развитии принадлежит биологическим факторам: осложнения беременности, последствия тяжелых родов, инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и родовые травмы. Многие дети с ОНР 2 уровня наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте от 2 до 3 лет им выставляется диагноз «задержка речевого развития». Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.

Иногда у ребенка обнаруженные тяжелые речевые проблемы, не связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, в этом случае ОНР 2 уровня может возникать на фоне неблагоприятных условий воспитания и обучения ребенка и обусловлены, например, госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией и другими формами депривации либо сензитивными периодами речевого онтогенеза. В таких случаях речевая недостаточность объясняется нехваткой эмоционального и вербального общения, сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, в которой воспитывается ребенок.

Симптомы

У таких детей отмечается развитие речи с опозданием. Первые самостоятельные фразы появляются у ребенка к 3 или 4 годам или позднее. Малыш произносит только короткие и простые предложения, состоящие из 2 или 3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Такие малыши при построении предложения очень редко используют союзы, предлоги и прилагательные. Вместе с фразами ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Они обладают более расширенным словарем, чем при ОНР 1 уровня, но он по-прежнему является более скудным чем у их сверстников. Такие дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. У них не сформирован навык словообразования и словоизменения, они некорректно используют падежные формы, у них отсутствует согласованность членов предложения, а также они не различают единственное и множественное число.

У таких малышей нарушен слоговой образ слова, они предрасположены к перестановке и сокращению слогов, элизии согласных при их стечении. Некорректное фонематическое восприятие проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи выявляется многочисленные звукопроизносительные дефекты. Иногда малыши правильно могут произносить изолированные звуки.

Очень часто у детей с речевым недоразвитием, выявляются отклонения в моторной и психической сферах. У них часто обнаруживается несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, нарушение координации.

Диагностика

При подозрении на ОНР 2 уровня специалист тщательно изучает анамнез ребенка и выясняет у родителей особенности протекания его раннего речевого развития.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы, проводится изучение состояния связной речи, исследуется уровень развития грамматических процессов и обследование словарного запаса. Помимо этого, проводится изучение звуковой стороны речи.

Лечение

При ОНР 2 уровня терапия направлена на развитие речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи, более точное звукопроизношение и появление отсутствующих звуков.

Из лекарственных средств ребенку могут быть назначены ноотропы, витамины группы В, а также препараты, улучающие кровоснабжение в головном мозге.

Профилактика

Профилактика ОНР2 уровня ничем не отличается от таковой, при заболеваниях, на основе которых оно возникло. Родители должны уделять достаточно внимания речевой среде, в которой воспитывается ребенок и с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Протокол лечения

Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.

Поделиться:

Лекарства

Популярные врачи