Общее недоразвитие речи (ОНР): причины возникновения и основные симптомы, способы лечения заболевания
Патологическое состояние, обусловленное нарушением формирования всех составляющих речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и слухом.
Причины
Общее недоразвитие речи, представляет собой несформированность звуковой и смысловой сторон речи, которые проявляются грубым или остаточным недоразвитием лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Специалисты установили, что дети, которые страдаютобщим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу –примерно 40% от всех случаев нарушения речи. Тяжелые недостатки в развитии устной речи в будущем неизбежно приведут к нарушению письменной речи.
В логопедической практике термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяются для обозначения несформированности каких-либо структурных компонентов речевой системы при самых разных речевых нарушениях. Общее недоразвитие речи обнаруживается при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Симптомы
В анамнезе детей с данной патологией часто обнаруживается внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия. Иногда в анамнезе таких детей зафиксированы черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. В некоторых случаях малыши воспитываются в неблагоприятной речевой среде и страдают от дефицита внимания и общения, что еще больше тормозит их речевое развитие.
Дети с ОНР поздно произносят первые слова примерно к 3 или 4 годам, а иногда даже – к 5 годам. У таких малышей снижена речевая активность. Их речь отличается неправильным звуковым и грамматическим оформлением и чаще всего является малопонятной. На фоне некорректной речевой деятельности нарушается память, внимание, познавательная деятельность и мыслительные операции. У таких малышей отмечается нарушение координации движений, а также общей, тонкой и речевой моторики.
В зависимости от степени выраженности ОНР различают 4 уровня речевого развития:
При ОНР 1 уровня отмечается несформированность фразовой речи.Общение детей основывается на использовании лепетных слов, односложных предложений, которые дополнены мимикой и жестами, смысл которых непонятен постороннему наблюдателю. Словарный запас у малыша резко ограничен и состоит преимущественно с отдельных звуковых комплексов, звукоподражания и некоторых обиходных слов. У детей также нарушена импрессивная речь, они не понимают значения многих слов и грамматических категорий. У них обнаруживается грубое нарушение слоговой структуры слова, они способны воспроизводитьпреимущественнозвукокомплексы, которые состоят из одного-двух слогов.
При ОНР 2 уровня у детей наряду с лепетом и жестами, присутствуют простые предложения, которые состоят их из 2 или 3 слов. Высказывания у таких малышей бедны и однотипны по содержанию и как правило выражают предметы и действия. У малышей обнаруживается значительно уменьшеное количество слов в сравнении с возрастной нормой. Грамматически речь у таких детей не сформирована, они неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов.
ОНР 3 уровня характеризуется менее выраженной симптоматикой. Малыши пользуются развернутой фразовой речью, которая преимущественно состоит из простых предложений и испытывают затруднения при построении сложных. У таких детей понимание речи приближено к норме, но они испытывают затруднения при составлении понимания и усвоения сложных грамматических форм и построения логических форм. У малышей выявляется довольно обширный словарный запас: они употребляют в речи практически все части речи, для них характерно неточное употребление названий предметов.
ОНР 4 уровня характеризуется тем, что такие дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. У детей выявляется значительны словарный запас, однако они не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок.
Диагностика
При подозрении на ОНР специалист тщательно изучает анамнез ребенка и выясняет у родителей особенности течения его раннего речевого развития.
При диагностике устной речи следует уточнить степень сформированности различных компонентов языковой системы, проводится изучение состояния связной речи, исследуется уровень развития грамматических процессов и обследование словарного запаса. Помимо этого, проводится изучение звуковой стороны речи.
Лечение
Логопедическая коррекция ОНР проводится дифференцированно, с обязательным учетом уровня речевого развития. Лечение ОНР 1 уровня направлено на развитие понимания обращенной речи, активизацию самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов. При обучении детей с ОНР 1 уровня лечение направлено не на правильное фонетическое оформление высказывания, а на коррекцию грамматической стороны речи.
При ОНР 2 уровня терапия направлена на развитие речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи, более точное звукопроизношение и появление отсутствующих звуков.
Коррекции ОНР 3 уровня основана на совершенствовании лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
При ОНР 4 уровня усилия специалистов направлены на достижение детьми возрастных норм устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Проводится совершенствование и закрепление произносительных умений, фонематических процессов, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь и развивать графо-моторных навыков и первичных навыков чтения и письма.
Из лекарственных средств ребенку могут быть назначены ноотропы, витамины группы В, а также препараты, улучающие кровоснабжение головного мозга.
Профилактика
Профилактика ОНР ничем не отличается от таковой, при заболеваниях, на основе которых оно возникло. Родители должны уделять достаточно внимания речевой среде, в которой воспитывается ребенок и с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Протокол лечения
Связанные лекарства:
Информация является обобщающей и не может быть использована для лечения, без рекомендации врача.