Общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня: причини виникнення та основні симптоми, способи лікування захворювання
Патологическое состояние, проявляющееся умеренным отклонением в формировании различных сторон речи, которые касаются, преимущественным образом, сложных лексических и грамматических единиц.
Причины
Факторы, которые провоцируют развитие недостаточной сформированности речи разделяются на биологические и социальные. Первые оказывают воздействие на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов влияет на детскую речь уже после рождения.
Биологическими триггерами патологии являются негрубые поражения центральной нервной системы у ребенка, что сопровождается нарушением регуляции речевой моторики, слухового восприятия. Иногда, предрасполагающими факторами являются вредные привычки беременной, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а в случае наличия у ребенка расщелины твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 3 уровня может возникать на фоне неблагоприятных условий воспитания и обучения ребенка, например, госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией и другими формами депривации либо сензитивными периодами речевого онтогенеза. В таких случаях речевая недостаточность объясняется нехваткой эмоционального и вербального общения, сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, в которой воспитывается ребенок.
Симптомы
В речи таких малышей преобладают простые распространенные предложения, которые состоят из 3 или 4 слов, при этом у них практически полностью отсутствуют сложные предложения. Иногда у них обнаруживается нарушение структуры фраз и их грамматическое оформление. Такие малыши предрасположены пропускать второстепенные члены предложения, они допускают много аграмматизмов. Для таких детей характерны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе такие малыши предрасположены к изменению последовательности изложения, пропуску элементов сюжета и обеднению содержания.
У таких детей понимание речи приближено к возрастной норме. Дети испытывают трудности при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Во время разговора с ребенком далеко не всегда точно удается понять значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. На первый взгляд словарный запас у таких детей приближен к норме, так как при составлении высказываний они используют все части речи. Однако при обследовании удается обнаружить недостаточное знание частей предметов, непонимание лексического значения многих слов. У малышей не сформирован навык словообразования, они испытывают трудности при формировании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Диагностика
При подозрении на ОНР 3 уровня специалист тщательно изучает анамнез ребенка и выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.
При диагностике устной речи следует уточнить степень сформированности различных компонентов языковой системы, проводится изучение состояния связной речи, исследуется уровень развития грамматических процессов и обследование словарного запаса. Помимо этого, проводится изучение звуковой стороны речи.
Лечение
Логопедическая коррекция ОНР 3 проводится дифференцированно, с обязательным учетом уровня речевого развития. Коррекции ОНР 3 уровня основана на совершенствовании лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Из лекарственных средств ребенку могут быть назначены ноотропы, витамины группы В, а также препараты, улучающие кровоснабжение головного мозга.
Профилактика
Профилактика ОНР 3 уровня ничем не отличается от таковой, при заболеваниях, на основе которых оно возникло. Родители должны уделять достаточно внимания речевой среде, в которой воспитывается ребенок и с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Протокол лікування
Пов'язані ліки
Інформація є узагальнюючою і не може бути використана для лікування, без рекомендації лікаря.